pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Бей врага высоким вольтом!


Устройство электрозаграждения. Современная реконструкция

Встретилось в литературе про применение под Ленинградом во время войны электрозаграждений. Речь идет о проволочных заграждениях под током и электризуемых участках почвы и воды.
Донесения немного приукрашены, думается, но случаи удачного применения тока против немцев отмечаются в разные года и на разных участках фронта.


Агрегатный автомобиль электростанции АЭС-3. 1937 г.

"Особенно удачно электрозаграждения были применены в деревне Телези, недалеко от поселка Пулково, по дороге в г. Пушкин. Здесь, бригада из пяти человек во главе с Романовым Александром Ивановичем, смонтировала электрозаграждения, которые состояли из забитых во влажную землю металлических стержней по фронту около километра и соединенных между собою подземным электрическим кабелем. Тем самым была перекрыта единственная дорога на г. Пушкин.
Бригада Романова А.И., расположившись в землянке, установила электрическую аппаратуру, с помощью которой можно было бы подать напряжение в 2000 Вольт от понижающего трансформатора, установленного здесь же в землянке и подключенного к линии электропередач в 10 000 Вольт.
Ранним августовским утром 1941 г. немецким командованием был поднят в атаку первый батальон пехоты. Фашисты бежали в атаку по влажной почве, совершая огромные шаги в подкованных металлом сапогах. Романов А.И. включил рубильник. На площади в тысячу квадратных метров появилось высокое электрическое напряжение в 2000 Вольт. Под это «шаговое» напряжение попали ничего не подозревающие гитлеровцы".


Специальный комбинезон из медной сетки обр. 1930 г. для разведки и преодоления электризуемых проволочных заграждений

Из истории применения электрических препятствий.
Техника и вооружение 1941 г., № 6, с. 34–40. Военинженер 3-го ранга А. ДАНИЛОВ. http://www.kaponir.ru/lib/02/02.php

Электризованные препятствия впервые были применены русской армией при обороне Порт-Артура в 1904–1905 гг. Это были препятствия типа «забор», устанавливающиеся впереди других препятствий. На кольях при помощи изоляторов крепилось пять рядов телеграфной проволоки, по которой пропускался электрический ток напряжением в 3000 вольт.
Эффективность этих препятствий в смысле поражения живой человеческой силы была незначительна, они были еще далеки от предъявляемых к ним тактико-технических требований. Но даже при всех своих, недостатках электризованные препятствия производили большой моральный эффект на японских солдат, вызывая суеверный ужас при виде ничем не объяснимой гибели солдат, касавшихся препятствия. О большом моральном эффекте этих препятствий свидетельствуют отзывы иностранных наблюдателей.

В первой империалистической войне электризованные препятствия широко применялись в германской армии. Они простирались по фронту на десятки километров как по переднему краю, так и в глубину. К концу империалистической войны даже в русской армии, наиболее отсталой в электротехническом отношении, на северном фронте появились передвижные высоковольтные станции для электризации препятствий. Электризованные препятствия применялись и белофиннами в 1939–1940 гг.
Насколько серьезное значение придавали иностранные армии применению электризованных препятствий, можно судить, прочитав наставление по полевой фортификации японской армии 1938 г. Из 96 статей наставления 36 статей уделяется разведке, разрушению и преодолению электризованных препятствий. Статья 30 наставления говорит, что электризованные препятствия приобретают эффективную силу и оказывают сильное моральное воздействие на противника.

8-й отдельный инженерно-строительный батальон при Управлении спецработ Западного фронта (УСРЗФ) был создан в конце лета 1941 года, когда враг уже рвался к Москве. Инженерам и рабочим батальона была поставлена задача - в кратчайшие сроки разработать и построить фронтовое оборонительное электрозаграждение. Уже к октябрю 1941 года эта задача была выполнена: на 300 км протянулось электрифицированное высоковольтное полукольцо вокруг столицы. Сети "Мосэнерго" снабжали электроэнергией 30 подземных подстанций, питали подвешенные на ограждения оголенные провода. А опыт использования мощных высоковольтных заграждений в сочетании с взрывными устройствами, управляемыми по радио, в дальнейшем с успехом применялся в ходе Великой Отечественной войны, в том числе в битве за Сталинград и на Курской дуге.
http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/gazeta/show.cgi?den.htm



К октябрю 1941 г. электрозаграждения общей протяженностью свыше 200 км большим полукольцом охватили Москву с севера на юг и в середине ноября были приведены в боевую готовность. В истории военного дела этот случай считается уникальным – никогда раньше столь масштабные системы электрозаграждений не создавались. Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока на последнем ряде, ближе к нашим позициям, крепилась с помощью изоляторов или резиновых трубок и была под напряжением. Через каждые 50-70 метров к забору по подземным кабелям подводился электрический ток от построенных подземных подстанций, преобразующих трехфазный ток напряжением 6000 вольт в однофазный ток напряжением 1500 вольт. Они располагались в блиндажах на удалении 1,5-2 км от электрозаграждений. Электроэнергия к ним подводилась по воздушным линиям от базовых подстанций Мосэнерго.
Архивные материалы свидетельствуют, что ближе всего немецкие войска подошли к электрозаграждениям у деревень Нефедьево и Козино. Сохранился журнал боевых действий этого подрайона по включению заграждений в период со 2 по 5 декабря 1941 г. В частности, 4 декабря отмечены большие скачки тока, по которым можно судить, что враг неоднократно пытался преодолеть электрифицированные препятствия. Но все его попытки пересечь линию электрозаграждений успеха не имели.
http://www.moesk.ru/press/company_news/item120308.php

Tags: 41-45, Война, Техника молодежи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments