pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Category:

Огонь, вода и шведские годы


Балтийцы в лагере интернированных в Швеции

В списке потерь Балтийского флота в начале войны, обращает на себя внимание группа наших вспомогательных тральщиков, бывших буксиров типа "Ижорец", с одинаковой, но необычной судьбой:
ТЩ № 82 (б. буксир № 23) в сент. 1941 интернирован в Швеции, в 1945 возвращен СССР
ТЩ № 85 (б. буксир № 29) в сент. 1941 интернирован в Швеции, в 1945 возвращен СССР
ТЩ № 87 (б. буксир № 34) в сент. 1941 интернирован в Швеции, в 1945 возвращен СССР
ТЩ № 89 (б. буксир № 83) в сент. 1941 интернирован в Швеции, в 1945 возвращен СССР

Случай, вообще, уникальный для советского флота. Следы вели на легендарный, еще с Первой мировой войны, Моонзунд. Интересовали обстоятельства интернирования: был ли исход в Швецию единственно возможным шагом в той ситуации или имел место несанкционированный факт сдачи воинского подразделения с оружием. Вот что удалось найти:

МООНЗУНД-41


Карта, которая дает представление, где находились ближайшие к Моонзунду советские части. Ханко ближе всех. И держался он до зимы 1941 г.

В сентябре 1941 г. разворачивалась Моонзундская оборонительная операция, в ходе которой наши удерживали острова одноименного архипелага на западном побережье Эстонии: Сааремаа (Эзель), Хийумаа (Даго), Муху (Моон) и Вормси. У немцев, кроме стратегического интереса к данному участку Балтийского моря, существовала задача прекратить налеты советских бомбардировщиков на Берлин, которые наносили ощутимый пропагандистский урон Германии. Наши самолеты взлетали тогда с острова Эзель.
Оперативная обстановка на Северо-Западе к сентябрю 1941 года сложилась критическая. Немцы захватили Таллин, вынудив Балтийский флот совершить тяжелейший переход в Кронштадт, и уже подошли к Ленинграду. Весь южный берег Финского залива был оккупирован. На северном берегу залива отстреливался от финнов п-ов Ханко. Туда, в конечном итоге, и были частично эвакуированы защитники Моонзунда.
13 октября было получено приказание командования эвакуировать личный состав гарнизона Хиумы на Ханко и остров Осмуссар. На другой день вечером началась эвакуация. До 22 октября успели вывезти 570 человек. Остальных по ряду причин эвакуировать не удалось.



Тральщик (бывший буксир) "Ижорец"

ЧАСТЬ 1. БЕГСТВО

Информации о бегстве защитников Моонзунда с островов не очень много. Есть статья в "Совершенно секретно", но полностью воспринимать ее серьезно не получается, так как написана она в воющем перестроечном стиле. Там упоминаются два бывших буксира-тральщика №82 и №89 (изначально в МИД-овских документах фигурировали тральщики № 62 и № 69), которые, вечером 21 сентября 1941 года (это раньше, чем пришел приказ об общей эвакуации) выйдя с Эзеля (немцы установили контроль на островом в начале октября), после недолгого перехода очутились в Швеции с намерением интернироваться, т.е. сдаться властям невоюющей страны. Знали ли все находившиеся на палубе офицеры, гражданские и рядовой состав о пункте назначения? Вряд ли.
Швеция на тот момент, хотя и была нейтральной, но совершенно точно после Зимней войны дружественной к СССР страной не являлась и ее, как и остальных европейских "нейтралов", типа Португалии, можно назвать "невоюющим симпатизантом" Рейха.



На карте видно, что бои на Эзеле и Даго продолжались до октября, в то время как корабли, попавшие в Швецию, ушли 21 сентября. Почему именно в этот день? 20 сентября стало датой, когда немцы более всего продвинулись в своем наступлении на острове. Советское командование частично потеряло контроль над ситуацией. Немцы, имея полное господство в воздухе, прижали защитников Эзеля к земле и не давали возможности получить помощь извне. Ситуация становилась критической.
К этому моменту на острове, кроме его защитников, скопилось большое количество пришедших с материка военнослужащих, членов их семей, административных работников, строителей оборонных сооружений, саперов, моряков с неисправных кораблей и судов. Был даже ансамбль округа, артистку из которого потом подобрали из воды немцы, сбив гидросамолет, вылетевший с Эзеля.
Отмечались случаи паники. Немцы брали много пленных.

И вот в этот момент, тральщики, отправленные на соседний остров архипелага, для эвакуации личного состава авиационного соединения, вдруг неожиданно оказываются в Швеции. СтОит, наверное, обратить внимание на то, что среди пассажиров было приличное количество офицеров и младших командиров.
Еще одна деталь: с п-ова Ханко, расстояние от которого до Швеции значительно меньше, не было массовых случаев интернирования. Правда тогда в конце 1941 г. ситуация на фронтах уже изменилась: триумфальное шествие Вермахта медленно сходило на нет и эвакуация с Ханко была организованной.

Почему же было решено идти в Швецию? Вариантов было у защитников островов было немного: попытаться достичь Ханко на оставшихся вспомогательных судах, переправиться партизанить в Эстонию и Латвию или идти пешком к своим, сдача в плен.
Из всего списка моонзундских вспомогательных тральщиков один (№88) в последствии оказался в Ленинграде. То есть морской переход для этого типа судов, в принципе, был возможен. Командующий обороной Ханко Кабанов вспоминает, что 21 октября к ним с Хиумы приходили мелкие катера и лодки. Кто хотел и мог, тот дошел, несмотря на противодействие немцев и финнов.



Добраться с архипелага до территорий, не занятых врагом, было сложно. Варианты, которые были выбраны: О. Готланд (Швеция) и само шведское побережье. Хотя они были физически дальше советской базы на Ханко. Без учета ветра, течений и активности ВВС и ВМФ врага.

ДВА ЛАГЕРЯ

Видимо, после высадки на шведский берег


Интернированные следуют под вооруженным конвоем в лагерь

С момента высадки наших моряков на шведское побережье начинается история лагеря для интернированных лиц № III (швед. III Interneringslägret) около Бюринге (Сёдерманланд, Швеция). В нём содержались 164 советских гражданина. Кроме пришедших на тральщиках, здесь содержались наши военнослужащие, которые позже выбрались на лодках с островов Моонзунда на шведский о. Готланд.
Было еще несколько лагерей в Швеции, где находились русские, сбежавшие из немецкого плена с территории Норвегии.





На 31 декабря 1941 года в лагере находилось 164 интернированных: 21 офицер, 8 комиссаров и политруков, 5 интендантов, 19 военинженеров, 4 воентехника, 2 военфельдшера, 44 младших командира, 1 младший политрук («politruk (sergeants tjänsteställning)»), 51 матрос и 9 человек гражданских специальностей. Из офицеров 5 человек относились к сухопутным частям (среди них был 1 подполковник и 2 майора).



Дальнейшие события в лагере интернированных будут описаны во 2-ой части.
Текст не является серьезным исследованием (возможны неточности), а служит популяризации темы.
Tags: 41-45, Война, Исторические зарисовки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments