pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Categories:

Британские летчики на советском Севере в годы Второй мировой войны



Едва в Европе запахло жаренным по-настоящему и большие страны наконец окончательно определились с кем и против кого они воюют, перед Британией замаячила знакомая проблема доставки военной помощи в Россию. Черчилль, имея в своем активе трагическую историю времен Первой мировой с черноморскими проливами и германскими кораблями "Гебеном" и "Бреслау", сразу озаботился ситуацией.
Кошмар Дарданелльской высадки 1915 г. (провал целей операции и потеря около 130 тысяч военнослужащих) и последовавшая за этим собственная отставка с поста Первого Лорда Адмиралтейства, вне сомнений, подсказывали премьеру Британии действовать на упреждение.

21 июля 1941 г. в своем послании Сталину Черчиль писал: «Мы также изучаем в качестве дальнейшего шага возможность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолетов-истребителей».
После провала британцев в Норвегии, Германия и ее союзники могли снова, как и 36 лет назад, успешно заблокировать наши порты теперь уже на Севере и помешать союзникам доставлять туда военные грузы.
Обстановка на фронтах была очень тяжелой. Немцы совместно с финнами рвались отрезать Мурманск и Архангельск от центра страны. В этой ситуации британцы своевременно предложили помощь в защитите Заполярья, естественно в своих интересах, которым не отвечал быстрый разгром СССР нацистами.
Под катом небольшой рассказ и фотографии

Красноармейцы роют землянку для британских летчиков 134 -й эскадрильи RAF на аэродроме в Ваенга. На фоне сервисного обслуживания самолета Hawker Hurricane Mark IIB. 09-11.1941

12 августа 1941 г. на базе RAF 'Leconfield Camp' из опытных летчиков, прошедших боевые действия в небе над Британией и Францией, было сформировано соединение, которому предстояло отправиться на советский Север. С самым первым конвоем, шедшим из Британии в СССР, 151-е авиакрыло отправилось в Мурманск. 24 истребителя «Харрикейн» погрузили на авианосец «Аргус» и еще 15 упаковали в контейнеры в разобранном виде для доставки на торговых судах.
Личный состав (более 500 человек) разместился на авианосце, транспортах и эсминцах охранения. 28 августа «Аргус» прибыл в Мурманск, но только 7 сентября истребители взлетели с него и приземлились на аэродроме Ваенга ВВС Северного флота. Транспортные суда разгружались в Архангельске. На площадке под Архангельском союзники собрали остальные самолеты и перегнали их в Ваенгу.


Североморцы и личный состав 151-го крыла выгружают ящик с упакованным Харрикейном на станции Ваенга. Осень 1941 года.

Кроме непосредственной боевой работы по обороне Заполярья, британцы должны были обеспечить ознакомление советских летчиков с английскими самолетами перед началом крупных поставок авиатехники. Также летчики, естественно, докладывали командованию в Лондон о состоянии дел у союзника, его планах и перспективах. Фактически 151-е крыло явилось первым воинским соединением союзников, прибывшим воевать в Россию. Оно существенно усилило ВВС Северного флота, где на тот момент было много устаревших И-15 бис, И-153 и И-16.


Лётчики и наземный персонал 151-го крыла в советской зимней униформе (английская форма мало подходила для климатических условий российского Севера). На первом снимке третий слева - сержант C. Haw, один из четырёх английских лётчиков, позже награждённых орденами Ленина. На его счету за время пребывания в Ваенге было три сбитых самолёта. Ваенга, осень 1941


Первые потери британцев в Заполярье

Прибытие 39 «Харрикейнов» почти вдовое увеличило количественный состав истребительной авиации Северного флота, которой передали английское соединение в оперативное подчинение. 11 сентября 1941 г. английские истребители совершили первый боевой вылет на патрулирование у линии фронта, а 12-го впервые столкнулись с противником. Немецкий корректировщик, летевший под прикрытием пяти «Мессершмиттов», был атакован пятеркой «Харрикейнов». Три немецких истребителя остались догорать в тундре, поврежденный корректировщик повернул назад; англичане потеряли один «Харрикейн». Это был единственный самолет 151-го крыла, сбитый немцами за полтора месяца боевых операций английских летчиков в Заполярье.


Британцы между вылетами в Ваенге. 1941 г.

До 20 октября британские пилоты совершили 365 самолето-вылетов, количество уничтоженных ими самолетов противника оценивается различными источниками от 12 до 16. Английские летчики прикрывали войска у линии фронта и Мурманск, перехватывали немецкие бомбардировщики, сопровождали советские бомбардировщики.


Летчики 134 эскадрильи RAF идут на доклад после вылета на сопровождение советских бомбардировщиков.

Во второй половине октября, закончив подготовку смены из личного состава советской морской авиации, англичане сдали 28 самолетов ВВС Северного флота (еще один истребитель разбили в катастрофе 27 сентября).
13 октября 1941 г. лётчики ВВС Северного флота начали принимать "Харрикейны" отряда «A» 81-го эскадрона.


Лётчик ВВС Северного флота осматривает кабину Харрикейна из состава 81-го эскадрона, его инструктируют английские авиаторы. Аэродром Ваенга, осень 1941.

17 октября лётчики 81-го эскадрона были подняты по тревоге на перехват нескольких He 111, для этого они воспользовались машинами 134-го эскадрона. На следующий день Северному флоту были переданы все Харрикейны 134-го эскадрона. А 22-го числа советские лётчики приняли самолёты отряда «B» 81-го эскадрона. Таким образом, в состав ВВС Северного флота поступили 36 Харрикейнов (из 39 прибывших).


Командир 78-го ИАП майор Борис Феоктистович Сафонов перед вылетом на Харрикейне «GU 35» Z4012 из 134-го эскадрона. Аэродром Ваенга, октябрь 1941 года. Фото Евгений Халдей.

Для "Харрикейнов" в составе ВВС Северного флота был сформирован 78-ой ИАП, основу которого составили наиболее опытные лётчики 72-го САП. Командиром новоиспечённого полка стал 26-летний командир 4-ой эскадрильи 72-го авиаполка Борис Сафонов, который к тому моменту уже получил звание Героя Советского Союза и имел на своём счету более десятка сбитых самолётов. "Харрикейн" Сафонова получил бортовой номер «10». По сути, 72-ой САП являлся первым в Советском Союзе полком "Харрикейнов".


Лётчики ВВС Северного флота и служащие наземного персонала 151-го крыла Королевских ВВС на аэродроме Ваенга, осень 1941. Крайний справа - командир звена 78-го ИАП капитан В. Родин.

В это же время, 11 октября 1941 года, в Архангельск прибыл второй арктический конвой PQ-1. На борту 10 торговых судов в Советский Союз были доставлены 193 упакованных в ящики истребителя "Хоукер Харрикейн" и 20 танков. С этого момента самолёты собирались уже советским инженерно-техническим составом. Далее поставки "Харрикейнов" стали регулярными.



Командующий 151-го крыла Королевских ВВС Великобритании вин-коммандер Henry Neville Gynes Ramsbottom-Isherwood с вручённым ему орденом Ленина (№ 7384). Посольство СССР в Лондоне, 31 марта 1942 года. После возвращения из СССР он в качестве командного офицера участвовал во Второй мировой войне сначала в Великобритании, затем в Юго-Восточной Азии. После войны командовал базой Королевских ВВС в Великобритании. 24 апреля 1950 года летчик погиб, выполняя облёт истребителя Gloster Meteor IV.

"Советское командование высоко оценило заслуги британских летчиков. Четверо из них (командир крыла X. Рэмсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Э. Рук и Э. Миллер и сержант Ч. Хоу) удостоились орденов Ленина."
Они, кстати, единственные английские военнослужащие, обладающие этими советскими наградами. Последние специалисты из состава 151-го крыла вернулись домой на крейсере HMS Kenya в начале декабря 1941 г.



"В сентябре 1942 г. американцы предложили английскому командованию сформировать совместное авиационное соединение для поддержки советских войск, оттесняемых немцами в Закавказье. Предполагалось включить в это мощное соединение 8 британских истребительных эскадрилий (около 250 самолетов), три эскадрильи средних бомбардировщиков, группу (полк) четырехмоторных американских В-24 и транспортную группу.


Звено Hawker Hurricane Mark IIBs пролетает над Z3768'FK-49' 81-й эскадрильи номер RAF, стоящем на заболоченной почве аэродрома Ваенга. 1941 г.

В своем послании от 9 октября 1942 г. У. Черчиль еще более развил это предложение: он обещал еще 9 эскадрилий истребителей и 5 - средних бомбардировщиков. Советская сторона, побуждаемая ухудшением своего военного положения, сначала согласилась на переговоры, в которых британскую сторону представлял маршал авиации Дремонд, но уже в декабре, когда началось контрнаступление под Сталинградом, Сталин отказался от проекта, сообщив 18 декабря, что Советский Союз готов получить только самолеты без экипажей."

После перехода инициативы на фронтах к СССР взаимодействие с британцами в небе Заполярья снижалось.
Финальным аккордом, можно сказать - апогеем пребывания британцев в Заполярье стала совместная с нашими подготовка нескольких спецопераций в Норвегии. Целью этих активностей стал единственный (зато какой!) корабль Кригсмарине. Окруженный скалами, тщательно замаскированный, ощетинившись стволами зениток, прикрытый специальными системами дымовых завес и противоторпедными сетями, в холодных водах фьорда стоял символ военно-морской мощи Рейха - линкор "Tirpitz".



Продолжение, где будет рассказано о встрече "Верзил" с "Tirpitz"-ом, следует.

Tags: 41-45, Война, Исторические зарисовки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments