pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Categories:

Конфликт на КВЖД 1929 г. Сунгарийская операция. Часть 1. Взятие Лахасусу


Десант и корабли Дальневосточной (Амурской) флотилии Фото из архива внука одного из членов экипажа монитора "Свердлов"

В 1929 г. отношения между СССР и нанкинским правительством Китая накалились из-за дебатов о порядках на КВЖД. Обе стороны имели свое видение будущего этой магистрали и отступать не собирались. Исчерпав дипломатические средства, участники дискуссии перешли к силовым методам решения проблемы. Общий обзор ситуации, историю взаимоотношений сторон и хронику военной части конфликта можно почитать здесь.

Маньчужурская армия губернатора Чжан Сюэляна концентрировалась в 3 местах, имела численное превосходство и опасно нависала над малозаселенными советскими границами в устье реки Сунгари, в районе станции КВЖД "Маньчжурия" и у озера Ханка в Приморье.
Действия Красной Армии носили характер упреждающих ударов и начались с разгрома Сунгарийской группировки, проведенной в два этапа: взятие Лахасусу, расположенного у слияния Амура и Сунгари и последующий поход вверх по реке на Фугдин.
Под катом краткий рассказ и кликабельные фотографии.



Место впадения Сунгари в Амур, где началась операция. Лахасусу здесь сразу за поворотом направо

В начале стОит отметить, что в свободном доступе информации из первичных источников (донесения, отчеты о боевых действиях и т.п) просто нет. Кое-что есть из воспоминаний и различных перепевок официальной позиции СССР. Китайские сайты это вообще полнейший ад не только из-за иероглифов, но из-за их желания показать феерически успешную борьбу против "красных империалистов", которое обращает сведения о конфликте в комикс с летающими нидзя. Там китайские народные герои пачками топят советские корабли в реке и убивают адмиралов одним щелчком.

Добавляет неразберихи и множество наших прочтений китайских названий. Например, один корабль может иметь 6-7 разных имен, половина из которых в принципе не имеет ничего общего с оригиналом. Также существует путаница с количеством войск и вооружением - каждая сторона видела против себя несметные полчища и не стеснялась в графе "потери врага" писать по-больше.
В результате имеется довольно складная картина боевых действий, но ее детали, видимо, еще предстоит узнать в будущем.
В целом, сражение на реке Сунгари 1929 г. - это знаковый речной бой, достойный упоминания и погружения в атмосферу конца 1920-х на Дальнем Востоке.
Отдать концы! В путь!

При проведении Лахасуской десантной операции были задействованы военнослужащие двух стрелковых полков 2-й Приамурской стрелковой дивизии (полностью полки не участвовали), 14 кораблей и транспортные средства Дальневосточной (Амурской) военной флотилии, 40-я бомбардировочная эскадрилья и 68-й отдельный речной авиационный отряд.


Летчики гидросамолетов на берегу Амура


Р-1 летчика Н.А. Соколова из отряда "Дальневосточный ультиматум". Самолет построен на пожертвования рабочих и служащих Амурской области.

К концу октября численность авиагруппировки на Дальнем Востоке была доведена до 69 самолетов, против 5 самолетов "Бреге" у китайцев, которые так и не проявили себя "по погодным условиям". В добавок к этому, в зоне боевых действий находилась плавбаза "Амур" с 4 гидросамолетами на борту, что позволило радикально повысить качество и эффективность авиаразведки РККА.


Плавбаза гидросамолетов "Амур"

У китайцев город обороняла 9-я пехотная бригада генерала Ли (около 2000 солдат) и батальон береговой обороны из Циндао - около 300 человек. Усиливали оборону укрепленные береговые батареи из полевых орудий и бомбометов, минирование фарватера реки Сунгари и корабли Сунгарийской охранной флотилии (корабли несли пограничную службу, по вооружению явно уступали нашим и в отрыве от берега вряд ли оказали достойное сопротивление). Экипаж кораблей Сунгарийской флотилии насчитывал около 500 человек.


Солдаты маньчжурской армии времен Конфликта на КВЖД

ИЗ ИСТОРИИ СУНГАРИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Китайские корабли будущей Сунгарийской флотилии на рейде Владивостока в 1919 г. вместе с британцами и японцами во времена Интервенции:
«ЛИСУЙ» («利綏»), «ЛИЦЗЕ («利捷»), «ЦЗЯНХЭН» («江亨»). Подробно кто где, можно посмотреть здесь.

"В начале 1920-х, усиленное новыми канонерскими лодками, китайское Управление речной охраны было переименовано в речную военную флотилию Цзилиня и Хэйлунцзяна. Соединение включало восемь кораблей общим водоизмещением около 2200 т. Флотилия занималась охраной судоходства от разбойников и несла пограничные функции. В июне 1920 года был утвержден штат командования флотилией, разместившегося в харбинском районе Даовай. В том же году канонерки «Цзянхэн» и «Личуань» были дислоцированы в Фугдине (Фуцзинь) в целях защиты китайских коммерческих пароходов в среднем течении Амура.
На отжатые у немцев в ПМВ канонерки «Лицзе» и «Лисуй», была возложена задача патрулирования судоходного русла Сунгари между Харбином и Лахасусу. Весной 1922 года флотилию подчинили объединенному командованию войск Трех Восточных провинций, а в штабе появился отдел боевой подготовки. Это было связано с хронической нехваткой средств на содержание кораблей. По сути, существование флотилии оплачивалось из личных фондов некоронованного императора Маньчжурии Чжан Цзолиня.

kvzd5.jpg
Сыну Чжан Цзолиня молодому маршалу Чжан Сюэляну (в центре, в белом) больше нравились самолеты, чем корабли

Поначалу губернатор Чжан Цзолинь мало интересовался развитием флота. Отношение изменилось в ходе 1-й Чжили-Фэнтяньской войны, когда маньчжурские войска понесли болезненные потери от огня крейсеров «Хайчоу» и «Хайжун». После этого главным советником Чжан Цзолиня по вопросам морской войны стал начальник штаба Цзилинь-Хэйлунцзянской флотилии Шэнь Хунле, получивший образование в Японии.

Перед началом конфликта флотилия была сосредоточена в месте слияния Амура и Сунгари, в устье которой располагался опорный пункт китайской армии город Лахасусу (Тунцзян). Общее руководство действиями кораблей осуществлял Шэнь Хунле. Стоянка флотилии была прикрыта плавучими заграждениями, а вооружение кораблей усилено: орудия калибром менее 76 мм по возможности заменялись более мощными.

Список кораблей китайской Сунгарийской флотилии:


1. Флагман флотилии канонерка японской постройки, 1907 г., "Цзянхэн". Длина 60 м. Осадка 2,5 м. Водоизмещение 550 тонн. Скорость 13 узлов. Экипаж - 15 офицеров, 90 матросов и старшин. Вооружение: 1 х 120-мм орудие, 3 х 76-мм орудия, 4 х 47-мм скорострельных орудия, пулеметы - 4 х 7,92 мм. (Цифры возможно содержат неточности). Интересно, что одно из 76-мм орудий корабля китайцы во времена нашей Гражданской войны передавали красным партизанам (Тряпицыну) для борьбы с белыми.



2. канонерка германской постройки, 1908 г., "Лицзе", в немецком девичестве Otter. У немцев несла 2 × 52 мм скорострельных орудия и 3 пулемета. Китайцы поставили одно 57-мм орудие и три пулемета.




3. Канонерка германской постройки "Ли-Суй", в немецком девичестве Vaterland.

В 1903 г. заложена верфь F.Schichau Эльбинг (герм) стр №711 для герм. ВМФ. Спущена 26.08.1903 г, разобрана и морем привезена в Китай, собрана в Шанхае и спущена на воду. 28.05.1904 г. вошла в строй как VATERLAND и служила как стационер на р. Янцзы в Нанкине. 18.08. 1914 г. оставлена экипажем и фиктивно продана флотом частному немецкому хозяину как LANDESFATER. 20.03.1917г. конфискована, после вступления Китая в войну с Германией. Перед захватом немцы уничтожили все вооружение корабля и китайцы установили собственное. В том же году прошла ремонт и после него в составе в составе 2 эскадры кит. ВМФ в Шанхае как LI SUI. 07- 09.1919 г. ушла из Шанхая и через Амур перешла на Сунгари. Вооружение 1-76-мм, 1-47-мм, а также два пулемета.



4. вооруженный буксир китайской постройки "Личуань".

Остальные корабли, являлись вооруженными пароходами из состава русской охранной флотилии КВЖД

5. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД, 1898 г. "Цзянпин"
6. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД, 1898 г. "Цзянъань"
7. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД, 1898 г. "Цзянтай"
8. несамоходная вооруженная баржа китайской постройки, 1927 г. "Дунъи"
9. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД, 1898 г. "Цзянцин"
10. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД "Лицзи" (Бывший «крейсер» Охранной стражи КВЖД «Шестой», реквизированный китайскими властями).
11. вооруженный колесный пароход из пароходства КВЖД, 1898 г. "Цзянтун"

Здесь стоит отметить, что пароходы КВЖД оказались в руках китайцев (в начале века Россия всеми силами успешно препятствовала появлению собственных кораблей у Китая) благодаря управляющему КВЖД Д.Л. Хорвату, который разрешил купцам продавать суда в обход всех запретов – только бы они не достались большевикам. Хотели нагадить политическим конкурентам, а в результате нагадили стране, усилив соседа на границе. Как обычно.

ВЗЯТИЕ ЛАХУСУСУ

map1929.jpg
Карта операции из музея истории ДВО

По форме ведения боевых действий это был речной десант. Напомню, что Красная армия с Гражданской войны имела опыт подобных операций, а русские корабли ходили по Сунгари, начиная с середины 19-ого века. К началу века 20-ого русские моряки полностью контролировали устье реки и довольно хорошо знали лоцию этого участка.


Конструкция советских мониторов позволяла подходить близко к берегу

В ночь на 12 октября 1929 г. корабли советской Дальневосточной флотилии вошли в устье Сунгари и встали на якорь. В 6 утра начался авианалет на корабли и береговые батареи китайцев.


Советский десант


Место боевых действий. Можно понять с каких дистанций и в каких навигационных условиях работали корабли флотилии. Дуэль через носовой платок!

Следом за ними мониторы «Ленин», «Свердлов» и «Сунь-Ят-Сен», стоя на якоре, открыли огонь по тем же целям. Под прикрытием артиллерии, тральщики в течение 15 минут расчистили фарватер, благодаря чему минный заградитель «Сильный» и канонерки, на которых находился десант, смогли подойти к району высадки.


Канонерка германской постройки, 1908 г., "Лицзе" бывший "Otter"

Одна из версий сообщает важную деталь: Ранее, 11 октября командующий китайской флотилией Шэнь Хунле неожиданно покинул Лахасусу на флагмане канонерской лодке «Цзянхэн» и ушел выше по течению Сунгари в Фугдин. Командира «Цзянхэн» капитана 2 ранга Инь Цзоцяня, оставили в Лахасусу с приказом временно принять флотилию под свое управление. В 1923-1924 гг. новоиспеченный командующий командовал канонеркой «Лицзе». На ней он и поднял свой вымпел, сделав ее новым флагманом флотилии.

Ответный огонь китайцев вынудил мониторы сняться с якоря и вступить в артиллерийскую дуэль с берегом, уверенно двигаясь кильваторным строем в достаточно узкой реке. К 8 часам утра, поврежденный огнем "Свердлова", временный флагман китайской флотилии «Лицзе» был выброшен экипажем на берег выше Лахасусу и покинут. Пароходы «Цзянпин» и «Цзянтай» затонули, а «Цзяньань» был разорван взрывами пополам. Батарея «Дунъ-и» получила повреждения и стала советским трофеем. Остальным кораблям, несмотря на повреждения, удалось уйти вверх по Сунгари.

Десант высадился около 9 утра и вступил в бой с батальоном береговой обороны из Циндао. Китайцы стойко удерживали позицию и несколько раз пытались контратаковать в штыки, поэтому почти полностью погибли - около 200 погибло, примерно 40 попало в плен.
К 15 часам дня десантники ворвались в город. Корабли, к тому времени, с помощью тральщиков, которые вытралили мины, смогли вплотную подойти к городу и открыть огонь.


В машинном отделении монитора "Свердлов"

"От близких разрывов вражеских снарядов, а также от интенсивного огня собственных орудий на «Свердлове» вышло из строя электроснабжение. Недра корабля погрузились в темноту, остановились механизмы боевого питания. Но высокий боевой дух и выучка экипажа спасли положение: прислуга артиллерийских погребов быстро перешла на ручную подачу боеприпасов в башни (40-50 кг), и стрельба не прекращалась ни на минуту."


Советский монитор "Сунь-Ят-Сен", бывший царский «Шквал».
Башенные канонерские лодки, в последствии речные мониторы типа «Шквал». Всего на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1907-10 гг. построено 8 ед. Водоизмещение (стандартное/полное) 963,9/1082 т. Размеры: (длина/ширина/осадка) 70,98 / 12,8 / 1,59 м. Скорость 11,9 уз. Экипаж 154 чел. Вооружение: Артиллерия главного калибра 2 × 1 — 152-мм/50 орудия Обуховского завода обр. 1908 года; 2 × 2 — 120-мм/50 орудия Виккерса обр. 1905 года. Зенитная артиллерия: 2 × 1 — 47-мм; 6 × 1 — 7,62-мм пулемётов «Максим». UPD: На момент конфликта на КВЖД вооружение изменилось по принципу "что нашли, то и поставили". Данные есть в комментариях к посту.
Энергетическая установка: на данных канонерских лодках впервые в истории флотов мира были применены в качестве основной двигательной установки дизельные двигатели. 4 дизеля по 250-260 л.с.



Как и все суда КВЖД, плавбатарея «Дун-И» имела название на китайском и русском языках


Плавбатарея «Дун-И» после боя. Взятая в качестве трофея, она еще пригодится СССР в борьбе с японцами в 1945 г.

Артиллеристы «Сунь-Ят-Сена» вступили в бой с плавбатарей «Дун-И». Получив попадания трех снарядов, монитор вывел из строя своего противника. Монитор «Красный Восток» занимался подавлением береговых батарей и попутно утопил канонерку «Цзян-Пин».

SH152-2.jpg
SH120-2.jpg
152-мм и 120-мм орудия советских мониторов стреляли практически в упор

Оцените момент: 4 монитора, каждый с двумя 152 мм и четырьмя 120 мм орудиями входят в достаточно узкую реку и начинают ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ долбить по китайцам, оборонящим достаточно небольшую (см. фото Лахасусу) территорию! Сколько у них там суммарный бортовой залп? :) Но китайцы держаться и отстреливаются со стоящих кораблей и берега, вынуждая, в общем, немаленькие мониторы маневрировать в узкости, что тоже вызывает уважение. Так что соперник был серьезный и с высоким моральным духом.
К вечеру город был в наших руках. Уцелевшие китайские корабли отошли вверх по реке к городу Фугдин, а живая сила рассредоточилась в окрестных лесах.


Пленные китайцы


Команда монитора "Свердлов"

По советским данным, китайцы потеряли 4 корабля, 200 человек убитыми, 98 пленными. В качестве трофеев были взяты плавбатарея «Дун-И», которая под названием "Х42500" приняла участие в разгроме Японии здесь же на Амуре в 1945 г., четыре баржи, два моторных катера, 12 орудий, 13 бомбометов, 15 пулеметов, около 300 винтовок.

В тот же день, части РККА, разрушив уцелевшие вражеские укрепления, вернулись на советскую территорию. Китайцам были предложены переговоры, на что последовал гордый отказ, однозначно указывающий на продолжение банкета.

Похожие материалы из прошлых публикаций:

Речные бои с интервентами на Северной Двине в 1919 г

За отличные фото немецких канонерок спасибо vova_modelist
Tags: Война, Дальний Восток, Исторические зарисовки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments