pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Category:

Белый пароход


Высоцкий - третий справа, Марина Влади и моряки советских круизных судов на фоне теплохода "Грузия"

Сегодня о белом пароходе.
Редкий человек мечтательно не улыбнется, завидев на горизонте стремительный силуэт скользящего в ультрамарине большого пассажирского судна. Там - вкусная и беззаботная жизнь, там - свежий ветер странствий и приятные знакомства, там все хорошо по определению. Универсальный символ надежды на лучшее будущее. Таким герой сегодняшнего рассказа и остался для тысяч людей, в разное время ловивших взглядами линию горизонта с его палубы.

Судно, о котором ниже пойдет речь, перемещалось не только в пространстве, связывая континенты, но и оставило множество следов в истории, став свидетелем многих знаковых событий в "ревущие" 1940-е. Как и у всякого интересного героя, случилось у нашего персонажа две жизни: одна - зрелая черноморская советская, другая, как и у многих послевоенных наших круизных судов, - заграничная военная океанская молодость. Польско-датские родители, разбивая традиционную бутылку шампанского о борт построенного судна, не могли даже представить, через какие испытания придется пройти их детищу, торжественно нареченному MS Sobieski.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ



Теплоход "Грузия". Кадры из фильма "Корона Российской империи" (1971)

Начнем с финала. В 1971 году на экраны страны вышло продолжение супер-блокбастера советских детей "Неуловимые мстители" под названием "Корона российской империи". Развязка лихо закрученного сюжета фильма произошла на борту белоснежного лайнера "Глория" в Черном море. Его роль исполнило советское круизное судно "Грузия". В 1950-70-х годах лайнер выполнял регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море.
Среди его пассажиров бывал и Владимир Высоцкий. Он очень любил морские круизы, ежегодно ходил на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели» и «Грузия», которые курсировали по маршруту Одесса-Батуми с заходом в Сухуми.


Романтическая идиллия на борту лайнера

МОЛОДОСТЬ


Теплоход, ставший "Грузией" попал в 1950 г. на Черное море из Польши, где носил имя польского "наше всё" Яна III Собеского, средневекового правителя Польши, при котором Речь Посполитая пережила свой ренессанс. Sobieski был построен перед войной в июне 1939 г британской верфью Swan, Hunter & Wigham Ричардсон в пригороде Ньюкасла Уолсенде. Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Судно могло взять на борт 850 пассажиров.



Судно было заказано польско-датской судоходной компанией Gdynia-Ameryka Linie Żeglugowe SA и предназначалось для наиболее тогда прибыльных рейсов в Новый Свет. Самолеты тогда еще не летали через океан и добраться до Америки и обратно можно было только на судах специальной постройки различных пароходных компаний.
Польские суда вышли на трансатлантические линии в 1930 г. и их появление сопровождалось следующими текстами в местной прессе:

"Создание трансатлантического сообщения имеет крайне важное значение. С одной стороны, наше молодое судоходство демонстрирует флаг на ведущих трассах мира, с другой стороны - это первый шаг на пути разрыва с безразличием к главенствy иностранных судоходных компаний, в первую очередь немецких. Из Польши за океан отправляется один из самых больших контингентов европейских иммигрантов. До сих пор весьма внушительная выручка от перевозки полностью шла в иностранные карманы. Если учесть, что в прошлом году Польшу покинули более чем 60 000 иммигрантов, то иностранные компании заработали на этом около $ 6 млн. И это только плата за перевозку эмигрантов, без учета прибывших обратно."



Первое плаванье MS Sobieski состоялось 15 июня 1939 г из Гдыни в Бразилию и Аргентину. Это направление было популярно у эмигрантов из Европы в межвоенный период. В воспоминаниях они отмечают комфорт и изысканность внутреннего устройства судна и наличие кошерной кухни. Но всё это длилось недолго.

ВОЙНА
После начала 2-й Мировой в сентябре 1939, судно избежало германского плена и оказалось у британцев, где было мобилизовано на военную службу. В качестве военного транспорта Sobieski принял участие во многих знаковых событиях войны на море, упоминание о которых греют душу любителю морской истории.

НОРВЕГИЯ 1940

Военнослужащие 1/6-го батальона, полка герцога Веллингтона (West Riding), 147 бригады, 61-я дивизии беседуют с офицерами польского парохода MS Sobieski по пути в Норвегию, 20 апреля 1940 года.


Они же на борту лайнера MS Sobieski играют на палубе

В мае-июне 1940 г. эвакуирует союзные войска из Нарвика (Норвегия) во время операции Alphabet.



ФРАНЦИЯ 1940
В конце июля 1940 эвакуирует союзные войска из Западной Франции (операция Aerial).


Польские интернированные военнослужащие из лагеря под Тулузой, которых эвакуируют в том числе и на борту MS Sobieski во время одного из рейсов в Британию из Западной Франции. Июнь 1940 г. Всего спаслось 25 000 поляков


Генерал де Голль с представителем Черчилля генералом Спирсом на пути в Дакаре в сентябре 1940 года.

ЗАПАДНАЯ АФРИКА 1940
Уже в сентябре 1940 г теплоход участвует в Битве за Дакар (операция Menace) - неудачной попытке союзников отбить стратегически важный в Атлантике порт Дакар в Французской Западной Африке (ныне Сенегал) у вишистов. В операции приняло участие 8 000 десантников. Отрицательный результат на суше, выход из строя линкора HMS Resolution, уронили авторитет де Голля в глазах англичан надолго.


MS Sobieski, Атлантический океан, Сьерра Леоне, Фритаун - база британского флота в Западной Африке. 1940.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ 1940


Далее в том же июле 1940 г. в составе конвоя перевозит около тысячи пленных немцев и итальянцев, а также часть польских ценностей в Канаду. Среди ценностей находились: Щербец — коронационный меч польских королей, Библия Гутенберга, 136 огромных гобелена 16 века, времен короля Сигизмунда из коллекции замка Вавель в Кракове, 36 рукописей Шопена, а также золотых слитков на несколько сотен миллионов долларов из Банка Англии. В этой связи нахождение пленных на борту как бы указывает на "живой щит", я правильно понимаю?
MS Sobieski идет в составе внушительного конвоя Royal Navy во главе линкора HMS Revenge под командованием адмирала сэра Эрнеста Рассела Арчера, который чуть позже станет старшим морским офицером в Северной России (с 1943 года) , а затем возглавит Joint Services Mission в Москве (с 1944 года).
По прибытию судна в Галифакс 13 июля 1940 ценности отправились в Оттаву.
Сразу после этого в составе конвоя MS Sobieski возвращается в Британию и привозит 8 077 канадских военнослужащих.


Рисунок солдата из 18-й дивизии, который следует на «Sobieski» в Галифакс в конце октября 1941 г.

1941
30 октября судно следует из базы британского флота в Шотландии в Галифакс в составе конвоя CT.5. На борту находились британские войска, которые должны были затем отправиться из Галифакса в Африку в составе первого американского конвоя WS-12x. Конвой прибыл в Кейптаун 8 декабря 1941 г. Через два дня Германия и Италия объявили войну США.

СИНГАПУР 1942

Освобожденные из печально знаменитого японского лагеря Changi, союзные военнослужащие прибыли в порт на госпитальные суда. 1945

В феврале начинается битва за Сингапур с японцами. Sobieski упоминается в связи с перевозкой на театр военных действий британской 18-ой пехотной дивизии, которая прибыв за несколько недель до финала, успела повоевать лишь короткое время, после чего попала в плен к японцам.
Sobieski вернется за ними в конце войны и заберет их на родину из печально известного в Британии лагеря Changi. Следуя на борту лайнера домой, британец James Bradley пишет книгу Towards the Setting Sun: An Escape from the Thailand-Burma Railway, 1943 о своем побеге из ужасного японского плена в джунглях. Там на строительстве ж/д дороги погибло более 100 000 пленных союзников.


Высадка на Мадагаскаре. Операция Ironclad. На заднем плане - транспорты.

МАДАГАСКАР 1942
В 1942 судно участвует в операции Ironclad, названной впоследствии Черчиллем "единственным эпизодом, который стал примером хорошего и умелого руководства войной". C 5 мая по 6 ноября 1942 года на Мадагаскар при поддержке крупного морского соединения высадились порядка 15 тысяч солдат союзников из Британии, Южно-Африканского Союза, Индии, Австралии, Таньганьики, Южной и Северной Родезий, а также из голландского добровольческого корпуса.


Британская корабельная эскадра на Diego Suarez, Мадагаскар после капитуляции французов. 1942 г. MS Sobieski - один из транспортов эскадры

Их целью было предотвращение захвата острова Японией. Здесь впервые были применены революционные для того времени средства и методы высадки морского десанта на необорудованное побережье(высадка на берег бронетехники, поддержка десанта авианосцами и др.). В дальнейшем опыт этой операции был так или иначе использован при разработке всех последующих морских десантов союзников, в том числе и для высадки в Нормандии в 1944 году. Стоит отметить, что силы де Голля после провала в Дакаре не были задействованы. Британцы на этот раз предпочли обойтись без них.
Интересно, если посчитать потерянные во время WW2 Францией корабли, то кто их потопил больше всех? Не удивлюсь, если англичане :)


Подписание капитуляции французами-вишистами на борту британского HMS Ramillies. Captain Howson, Chief of Staff to Rear Admiral Syfret with Colonel Claerbout, the Officer Commanding Diego Suarez

Союзникам противостояли силы вишистской Франции, представленные, в основном, колониальными войсками. Интересно, что 15 тыс. тонн топлива для операции доставили из Порт-Саида в порты Южной Африки два советских танкера — «Сахалин» и «Туапсе». Им было «по пути» помочь союзникам во время кругосветного перехода группы советских кораблей во главе с ледоколом «Микоян».
Что касается самого транспорта Sobieski, то после капитуляции гарнизонов острова британцы усердно тралили прибрежные воды и первым пустили в очищенный от мин район порта именно Sobieski, а уж затем туда зашли основные силы десанта. В Польше этим фактом очень гордятся. Скептики же понимающе улыбаются, подозревая британцев в практичности.
Далее, почему-то, описание активной жизни судна заканчиваются и судно мелькает лишь в списках различных конвоев союзников.

1943
В 1943 году Sobieski встречается в списке конвоя союзников WS 28, шедшего по африканскому маршруту Фритаун-Кейптаун-Аден.

1944
В 1944 году имя теплохода встречается в конвое, который вышел 25.12.1944 из Саутгемптона во Францию. На борту Sobieski находился 201st General Hospital. Дату можно связать с началом 16 декабря 1944 г. контрнаступления немцев в Арденнах.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ 1946-1950
По окончанию мировой бойни, MS Sobieski ходит под польским флагом по маршруту Генуя-Нью-Йорк и Неаполь-Галифакс. Но былые времена безвозвратно ушли - начиналась эра полетов через океан пассажирской авиации. В феврале 1950 г. Sobieski совершил свой последний 29-й североатлантический вояж. После чего был продан в СССР.


Учения по безопасности на борту MS Sobieski во время рейса с армянскими репатриантами


Открытка с борта теплохода, отправленная одним из репатриантов из Гибралтара

За это время теплоход "всплывает" в интересном эпизоде. В 1947 году группа американских армян решила вернуться в Армению. 162 человека плыли на Sobieski в январе 1949 года из США в Италию, где в Неаполе пересели на румынский теплоход, который шел на Батуми. Переселенцы отмечали в воспоминаниях, что были разочарованы, когда богатые интерьеры польского лайнера сменились суровыми отсеками румынского транспорта - "приземистого, некрасиво выглядящего грузового судна без каких-либо специальных помещений для пассажиров".

Вот, в общем, как-то так сложилась счастливая судьба польского довоенного судна с американских линий, ставшего свидетелем известных военных операций союзников на море, 20 лет возившего счастливчиков на советских черноморских круизах и ушедшего в свое последнее плаванье на разделку в конце 1970-х годов.


Польское видео, в котором под хронику якобы прибытия MS Sobieski в Америку замаскированы кадры из фильма "Корона российской империи"! Так рождаются фейковые сюжеты :)

Еще можно почитать:
Битва титанов Галантного Века. Уникальный морской бой германского и британского бывших круизных лайнеров во время Первой мировой войны.

Не святая троица. Судьба тройки пассажирских судов германской судоходной компании «Seedienst Ostpreussen»: «Tannenberg», «Hansestadt Danzig» и «Preussen» в вихре исторических событий 1930-40-х гг.
Tags: Война, Исторические зарисовки, Наваль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments