pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Categories:

"Пионер" и "Ударник" - ленинградские "Юнона" и "Авось" 1930-х гг. Часть 1.


Яхта "Ударник". Северное море. 04.08.1934

Легендарное плавание вокруг Скандинавии первых построенных в СССР крейсерских яхт "Пионер" и "Ударник" в фотографиях из домашнего архива ленинградского яхтсмена Геннадия Семеновича Назарова.

На рубеже 20-30-х годов СССР столкнулся с проблемой нехватки морских кадров для возрождающегося флота. Господа офицеры с немецкими фамилиями по понятным причинам освободили места на мостиках наших кораблей и судов и на их места должны были встать новые люди, которых предстояло обучить. Лучшей практикой для будущих мореходов и по сей день является хождение под парусом в дальние походы.



Яхта "Пионер" в Мурманске. 28.08.1934

"В начале тридцатых перед ленинградскими яхтсменами была поставлена задача спроектировать и построить большие крейсерские яхты водоизмещением 30—40 т, способные совершать любые морские и прибрежные океанские дальние плавания с командой 20—22 человека; одновременно эти суда должны были обеспечить проведение полноценной учебной работы с молодыми яхтсменами. Указанному назначению лучше всего отвечала бы килевая яхта. Однако при заданном водоизмещении минимальная осадка такой чисто килевой яхты получалась не менее 2,5—3 м. В то же время было известно, что глубина подходных фарватеров к месту будущей стоянки проектируемых яхт не превышает 2,3 м; кроме того, предполагаемые районы постоянного плавания этих яхт (Невская губа, ладожские шхеры, внутренние водные пути) также были мелководными, в связи с чем к яхтам предъявлялось требование повышенной проходимости, а следовательно, и минимальной осадки." Напомню, что граница СССР в те годы проходила по Кронштадту и Сестрорецку и особо походить под парусом на Балтике без визовой волокиты было негде. В результате типом проектируемого парусного судна становится яхта-компромисс, в наибольшей степени отвечающая перечисленным условиям: киль заменил убирающийся внутрь корпуса тяжелый шверт.


Яхта "Ударник" Бергенские шхеры. 06.08.1934

"Разработка проекта яхты-крейсера проводилась бригадой яхтсменов-конструкторов, в состав которой входили Н. Ю. Людевиг, В. Г. Щепкин и Н. А. Александров. В 1932 г. проект был закончен, и в том же году на ленинградской верфи «Спортсудостроитель» заложили головное судно «Ударник» и вторую яхту того же типа «Пионер». Оснащение этих яхт-крейсеров было закончено летом 1934 г. Параллельно строились еще два таких же судна — «Стахановец» и «Ленинградец», которые вошли в строй в следующем 1935 г."



«Ударник» и «Пионер» сразу же ушли в дальний поход вокруг Скандинавии. Очень интересное и полезное плавание продолжалось 65 суток — с 9 июля по 12 сентября 1934 г. Капитаном «Ударника» был выдающийся советский яхтсмен В. Г. Щепкин, капитаном «Пионера» — яхтенный капитан дальнего плавания Г. Ф. Гефдинг. Всего в этом походе участвовало 44 человека — по 22 на каждой яхте. Во время плавания яхты посетили 12 заграничных портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, а затем через Мурманск и Архангельск и далее по Беломорско-Балтийскому каналу вернулись в Ленинград, пройдя в общей сложности около 3500 миль. В истории нашего парусного спорта это крейсерское плавание до сих пор остается выдающимся событием. Что касается экипажей, то из 44 человек собственно яхтсменами были немногие. Матросами на «Ударнике» и «Пионере» шли молодые рабочие, передовики производства, причем не только из Ленинграда, но и посланцы других городов – Одессы, Горького, Самары, Сталинграда, Саратова. Даже командором был человек «сухопутный» – председатель бюро физкультуры облпрофсовета К.А. Уннам."

Далее подписями к нескольким фотографиям будут служить его записи. Сам председатель бюро физкультуры облпрофсовета Константин Алексеевич Уннам, уроженец о.Эзель, был в свое время футболистом "Красной Зари" (Ленинград). 5 июля 1937 года был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской организации правых в Ленинграде и расстрелян.


Выход из гавани о. Гогланд (на тот момент территория Финляндии). 11.07.1934

Вышли из Ленинграда 9 июля и сразу попали в полосу непрерывных дождей. Ветер был чрезвычайно неблагоприятный. Шли под мотором с неполными парусами. К ночи поднялся небольшой шквал с дождем. «Пионер» от нас оторвался. Мы потеряли его из виду. Шторм продолжался. 10 июля утром подошли к о. Гогланд и бросили в тихой воде якорь. Стали ждать «Пионера». Через два часа к нам подошел катер финской погранохраны. Попросили нас зайти в гавань для объяснений. В это время подошел «Пионер» и мы вместе, в сопровождении двух катеров, отправились в Суур-Кюла, уклонившись от курса. После 10-минутного разговора с начальником гавани, мы уехали.


"Ударник" с экскурсией полпредства в Гельсингфорсе. 13.07.1934

В Гельсинфорс пришли утром 12 июля. В порту нас встретили полпред и 10 его сотрудников. Сели в автомобили и через 5 минут были в полпредстве. Ознакомились с городом и его окрестностями. В честь нас в полпредстве был устроен торжественный обед, на котором присутствовала вся советская колония. Вечер прошел весело — с песнями, играми и танцами.




Таллин. Команда и сотрудники полпредства на пляже в Бригитовке. 15.07.1934

В 9 час. утра 14 июля вошли в Таллин. 35-минутная формальность с полицией — и мы едем в наше полпредство. 15 июля — поездка за город, купание в море, игры на пляже в Бригитовке. Все здоровы, настроение прекрасное. Сегодня в 5 час. дня выходим на Кальмар (Швеция). Погода отличная. Ветер средний. Команда шлет привет всем ленинградцам. К. Уннам




Кальмарзунд. На краспице "Пионера". 18.08.1934

ЛЕНИНГРАД. 22 июля. (Корр. «Правды»), В Ленинграде получено сообщение о первых этапах похода советских яхт вокруг Скандинавии, В первый иностранный порт — Гельсинфорс — они пришли 12 июля, через два дня достигли Таллина и 19 июля вошли в Кальмар. Завтра они ожидаются в Копенгагене. Переход из Ленинграда в Гельсинфорс происходил при неблагоприятной погоде.


Балтийское море. 16.07.1934

«УДАРНИК». 22 июля. (Спец. корр. «Веч. Красной газеты»). Вышли из Кальмар 21 июля по направлению к Копенгагену. В Гельсинки, Таллине и Кальмаре были радушно встречены населением и советской колонией. Привет строителям яхт «Ударник» и «Пионер» — рабочим верфи «Спортсудостроитель» — и всем трудящимся Ленинграда. От имени команд яхт «Ударник» и «Пионер» — В. Щепкин.


Яхта "Пионер" наводит парадный лоск. Копенгаген. 30.07.1934

Через год, повторный визит обеих яхт в Копенгаген описан в воспоминаниях так:
"В Копенгаген пришли 4 сентября вечером. На берегу нас встретили представители датских рабочих организаций. В столице Дании наши яхты стояли 5 суток. Нам удалось поэтому подробно ознакомиться с городом. Он особенно красив вечером, когда его улицы залиты богатейшей световой рекламой. В большом городском парке Тиволи — много аттракционов и прекрасная иллюминация. Нас поразило, что здесь курят в трамваях, автобусах и кино. Трамваи и автобусы, впрочем, ходят почти пустые, и неудивительно, что вход и выход разрешен с любой площадки. Магазины полны товаром, но покупателей мало.


Капитан "Пионера" Г.Ф. Гефдинг. Копенгаген. 30.07.1934

Нам разрешили побывать на судостроительном заводе фирмы «Бурмайстер и Вайн», где, между прочим, строится несколько кораблей по заказу СССР. Оборудование на этом заводе устарелое по сравнению с тем, что мы имеем на наших ленинградских предприятиях. Чему, однако, можно поучиться, это — высокому качеству работы.
Датские рабочие организации пригласили нас на вечер смычки в интернациональном клубе моряков. Такой же вечер смычки с командой яхт провели и комсомольцы города. В свою очередь мы накануне ухода организовали прогулку на яхтах для представителей датских рабочих организаций.


Шведская яхта "Латона" после пожара. Копенгаген. 30.07.1934

Пребывание наших яхт в Копенгагене было отмечено и буржуазной датской печатью. Вот, например, что писала либеральная газета «Экстрабладет» в номере от 5 сентября:
«Эти знатные русские прибыли на двух солидных мачтовых судах типа катеров. Они знатные — в благородном советском смысле этого слова, ибо на борту этих двух яхт находятся рабочие, которые в этом году заслужили особую награду за свою работу и которых СССР поэтому отправил в заграничное плавание. Уже в течение нескольких лет СССР премирует своих рабочих, имеющих, особые заслуги, такими заграничными путешествиями...
Вся команда состоит из рабочих, среди них нет даже ни одного профессионального штурмана. Они все одеты одинаково в темно-синюю спортивную одежду и вид у всех интеллигентный и довольный».


Яхта "Ударник". Северное море. 04.08.1934

В середине августа яхты подошли к Норвегии. Фотографии в норвежских водах и кадры окончания похода в СССР будут представлены в следующем посте.
Tags: Исторические зарисовки, Питер, Яхты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments