pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Городские яхтсмены на плавучих батареях ПВО Ленинграда в 1941 г.


И.П.Матвеев - начальник учебной части яхт-клуба ВЦСПС и автор лоции Невской губы. В 1941 г. помощник командира и начальник штаба Базы обеспечения ПВО Невской губы. Снимок сделан до войны в яхт-клубе на Петровской косе.

Вернувшийся на второй день войны из Карелии командующий ЛенВО ген.-лейт. М.М.Попов сразу отметил, что город недостаточно прикрыт от налётов вражеской авиации со стороны Финского залива: зенитные орудия с берегов едва доставали огнём до середины Невской губы. Также были нужны аэростаты заграждения.
В ходе обсуждения этой проблемы на Военном совете ЛенВО 23 июня был подготовлен проект постановления № 4 «Об усилении ПВО Ленинграда», в котором предписывалось к вечеру следующего дня установить в Финском заливе 4 зенитные батареи на баржах, «специально выделенных для этой цели».


Работа по размещению барж на мелководье губы Финского залива потребовала в первую очередь поиска морского специалиста, будущего начальника, хорошо знавшего фарватеры и отмели этого района. За ним представители штаба 2-го корпуса ПВО (прикрывавшего Ленинград и входившего на тот момент в состав Северной зоны ПВО СССР) приехали на Петровскую косу, в яхт-клуб профсоюзов (ВЦСПС): Военным рекомендовали чемпиона СССР по парусному спорту, старшего лейтенанта запаса Ивана Петровича Матвеева, в мирное время начальника учебной части яхт-клуба ВЦСПС и автора лоции губы залива.
Как вспоминал он сам: «…Сели в «эмку». Отвезли они меня домой за военным билетом, потом в военкомат, потом во флотский экипаж — вернулся я в клуб в форме старшего лейтенанта…».
2 июля была сформирована военно-морская «База обеспечения ПВО Невской Губы» с дислокацией в клубе ВЦСПС на Петровской косе. В дальнейшем она войдёт в подчинение штаба Морской обороны Ленинграда.
Командиром базы был назначен капитан 2-го ранга И.К.Смирнов (впоследствии капитан 1-го ранга; инициалы имени офицера встречаются также как «С» или «М», найти его на «Памяти Народа» пока что не удаётся). Помощником командира и начальником штаба стал И.П.Матвеев, он же занимался подбором личного состава.
Базе в техническом отношении подчинили все баржи, планировавшиеся для несения орудий противовоздушной обороны в акватории Финского залива. А также вспомогательные суда в количество около 20 (буксиры «Экспортлес № 6» и «Кексгольм», катера и двухмачтовые мотоботы).

На должности личного состава базы (для проводки, снабжения продуктами и боеприпасами, ремонта барж, эвакуации раненных) подбирали опытных яхтсменов и яхтенных капитанов, имевших опыт вождения судов именно в районе Невской губы. Ездили в городские яхт-клубы, в Балтийский флотский экипаж, и даже на корабли КБФ. Всего набрали 50 человек, среди которых немало оказалось и молодёжи — юношей 18-20 лет, занимавшихся парусным спортом с детства. Кроме того, на каждую баржу ПВО впоследствии будет назначен «морской комендант» из числа курсантов училища им. Фрунзе.

Полностью текст в интересной статье о плавучих батареях-баржах ПВО в Финском заливе летом 1941 года. Документы и фотографии.
Tags: 41-45, Блокада, Исторические зарисовки, Питер, Яхты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments