pogo_on_air (pogo_on_air) wrote,
pogo_on_air
pogo_on_air

Битва титанов Галантного Века



Начало Первой Мировой Войны. 14 сентября 1914 года бывший трансатлантический лайнер, а ныне вспомогательный крейсер флота Его Величества «Кармания» (HMS Carmania) подошел к бразильскому острову Триндади. Капитан Ноэль Грант обнаружил, что в одной из бухт острова производит погрузку угля с двух угольщиков большой двухтрубный пассажирский лайнер. Тот хотя и был выкрашен в цвета британской пароходной компании Union Castle, но оказался немецким вспомогательный крейсером с не совсем немецким названием «Кап Трафальгар» (SMS Cap Trafalgar), который решил принять бой.
К 12.10 расстояние между судами уменьшилось до 40 кабельтов, что дало возможность артиллеристам «Кармании» начать пристрелку, «Кап Трафальгар» ответил тем же.

"КАРМАНИЯ"

В 1897 году немецкий океанский лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Kaiser Wilhelm der Große) завоевал «Голубую ленту Атлантики». В свете обостряющихся противоречий между Британской империей и Германией и привычного восприятия Британии, как «владычицы морей», рекорд немецкого лайнера был воспринят с тревогой как пароходными компаниями, осуществлявшими трансатлантические рейсы, так и правительством (в частности Адмиралтейством), видящим помимо угрозы международному престижу Великобритании возможность использования быстроходных немецких лайнеров в качестве вспомогательных крейсеров-рейдеров. Три года спустя «Голубая лента» перешла к другому немецкому лайнеру — «Дойчланд» (Deutschland), что не могло не усилить настороженность в Британии. Следует отметить, что подозрения Адмиралтейства оправдались — с началом Первой мировой войны многие немецкие пассажирские лайнеры, в том числе и упомянутый «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», стали рейдерами.



В то время компания «Кунард Лайн» испытывала определённые финансовые затруднения, поэтому правительство Великобритании готово было выделить субсидию в размере £2,6 млн для предложенной главой компании лордом Иверклайдом постройки двух новых лайнеров — будущих «Лузитании» и «Мавритании». Основной сложностью проекта стало то, что паровые машины не могли обеспечить такую скорость, в то же время паровые турбины не были ещё опробованы для применения для подобных целей.




Внутреннее убранство лайнера соответствовало высочайшим стандартам трансатлантических линий

Поэтому «Кунард Лайн» пошла на своеобразный эксперимент — построить два достаточно больших одинаковых двухтрубных лайнера, но один оснастить паровыми машинами (им стала «RMS Caronia»), а другой — паровыми турбинами Парсонса. Этот лайнер получил имя «Кармания». Для обеспечения чистоты эксперимента лайнеры строились на одной верфи. Именно «Кармания» доказала целесообразность использования паровых турбин для больших пассажирских кораблей и последующие кунардовские лайнеры стали оснащаться турбинами.


Лайнер "Кармания". Открытка

Началась Первая Мировая война и 4 августа 1914 года и "Кармания" реквизирована британским Адмиралтейством, и за одну неделю вооружена 8-ю 120-мм пушками, превратившись в скоростной вспомогательный крейсер. С неё были снята мебель и отделка кают, а также, по возможности, другие пожароопасные материалы.


Был назначен новый командир — капитан 1 ранга Ноэль Грант, а бывший капитан «Кармания» Джеймс Барр стал его старшим помощником. В экипаж были введены артиллеристы.


Крейсер Кармания в камуфляже


Британская "валентинка" времен ПМВ "Every Nice Girl Loves A Sailor'".

«Кармания» вышла из Ливерпуля в пер­вое плавание в качестве военного корабля. Сначала «Кармания» действовала в составе Север­ного патруля, но потом была отправлена в Карибское море. 23 августа лайнер прибыл на Бермуды, и Грант получил приказ присоединиться к эскадре контр-адми­рала Крэдока.
Главной задачей Крэдока был поиск и уничтожение германских легких крейсеров «Дрезден» и «Карлсруэ», которые скрывались где-то в Вест-Индии. По данным разведки, в бразильских портах стояли наготове герман­ские угольщики, готовые при необходимости заправить в море германские крейсера. Крэдок решил, что «Карма­ния» идеально подходит для наблюдения за ними, и че­рез несколько дней после ее присоединения к эскадре отправил вспомогательный крейсер проверить данные разведки.

14 сентября 1914 года «Кармания» подошла к бразильскому острову Триндади, где обнаружила что в одной из бухт острова производит погрузку угля с двух угольщиков большой двухтрубный пассажирский лайнер. Им оказался бывший германский трансатлантический лайнер, а ныне также вспомогательный крейсер «Кап Трафальгар» (SMS Cap Trafalgar).

«КАП ТРАФАЛЬГАР»



Германский лайнер «Кап Трафальгар» не уступал своему оппоненту ни в размерах, ни в роскоши убранства помещений первого класса

"Cap Trafalgar" построен в 1913 году в Гамбурге для южноамериканских линий, которые связывали Германию с немецкими колонистами, проживающих в Южном полушарии и мог перевезти 400 пассажиров первого класса, 274 — второго класса и 912 — третьего класса, не считая 436 человек команды. Начало Первой мировой войны застало "Cap Trafalgar" в порту Буэнос-Айреса. В течение августа 1914 г. лайнер был переоборудован в вооруженный рейдер. С судна была снята третья труба и поставлены два 102-мм (4") орудия, плюс еще несколько меньших орудий.


Германские моряки


МОРСКОЙ БОЙ


А. Больных описывает это так: "Утро 14 сентября выдалось прекрасным — чистое го­лубое небо, такое же чистое голубое море. «Кармания» следовала полным ходом к поднимающемуся на гори­зонте конусу Тринидада. Это остров во времена парусных судов имел большое значение. Он находился вблизи юж­ной границы пояса юго-восточных пассатов, и корабли сверяли по нему свое место в океане. На юго-западном берегу имелась небольшая мелководная якорная стоян­ка, где в случае необходимости можно было укрыться от шторма. Легенды говорят, что на Тринидаде зарыто не­сколько пиратских кладов. Но в сентябре 1914 года его якорную стоянку использовали совсем другие пираты.


Дальномер на "Кармании"

Еще на подходах к острову капитан 1 ранга Грант за­метил высокий столб дыма, поднимающийся над бере­гом. Он не ожидал встретить здесь свои корабли, а пото­му объявил боевую тревогу. Следуя давней традиции Ко­ролевского Флота, в 11.30 он объявил, что все свобод­ные от вахты имеют время обедать. Англичане верили, что на сытый желудок люди дерутся лучше.
Как только вспомогательный крейсер обогнул мыс, командир оторопел от неожиданности. В бухте находился не 1 корабль, а целых 3. Одним из них был большой двух­трубный лайнер, почти не уступающий в размерах самой «Кармании». 2 других корабля были угольщиками. Он сто­яли у борта лайнера с открытыми люками. Очевидно, бункеровка была в полном разгаре.


"Кап Трафальгар" и германская канонерка "Эбер"

Командир «Кап Трафальгара» сразу понял грозящую ему опасность. Хрипло заревела сирена, из труб повалил густой дым, так как лайнер разводил пары. Угольщики быстро отошли от борта рейдера. Дистанция была слиш­ком велика для 120-мм орудий «Кармании», и Грант не мог помешать противнику выйти в открытое море. Он приказал дать полный ход, и лайнер задрожал, когда тур­бины начали набирать обороты. Впервые после прием­ных испытаний скорость превысила 20 узлов.
«Кармания» обогнула южную оконечность острова. Из ее труб за кормой стлалась густая полоса черного дыма. Но «Кап Трафальгар» выскочил из бухты и сейчас мчал­ся на север. Корветтен-капитан Вирт предпочитал сра­жаться в открытом море. Сейчас Грант опознал против­ника как один из лайнеров компании «Гамбург — Юж­ная Америка». Они почти не уступали «Кармании» в ско­рости, и Грант приготовился к долгой погоне. Но вдруг он увидел, как «Кап Трафальгар» поворачивает ему на­встречу. Противник принимал вызов.



Когда расстояние сократилось до 5 миль, два корабля начали описывать круги, словно боксеры на ринге, ка­раулящие удобный момент для решающего удара. Оба корабля были вооружены устаревшими орудиями, корпуса обоих можно было буквально проткнуть пальцем. Рисковать не хотел никто.
Когда расстояние сократилось до 7500 ярдов, «Кармания» дала выстрел под нос немецкому кораблю. Но «Кап Трафальгар» не обратил внимания на предупреждение и продолжал сближение. Внезапно он открыл огонь из всех орудий. Первые немецкие снаряды пролетели над «Карманией», потом английский лайнер был взят в вил­ку. А потом немецкие артиллеристы пристрелялись, и по­падания пошли одно за другим. Англичане открыли жар­кий ответный огонь.



Следующие 2 часа корабли непрерывно поливали друг друга снарядами, постепенно сближаясь. Оба получили серьезные повреждения. Германские снаряды разрушили мостик «Кармании», повредили рулевую машину, сис­тема внутрикорабельной связи была уничтожена, антен­ны снесены прочь. Всего «Кармания» получила не менее 79 прямых попаданий, многие из которых пришлись ниже ватерлинии. Корабль начал крениться, скорость упала до 16 углов, На верхней палубе бушевало несколько сильных пожаров. Так как главная пожарная магистраль была пе­ребита, воду пришлось подавать ведрами. Когда дистан­ция стала совсем маленькой, «Кап Трафальгар» открыл огонь из пулеметов по матросам, тушившим пожары. Но орудия «Кармании» продолжали стрелять, хотя их ство­лы раскалились докрасна.


Описание подвига гражданского стюарда "Кармании", который под огнем принес на боевую палубу воду с лаймом для артиллеристов, которые изнемогали от жажды

На палубе «Кап Трафальгара» тоже начался пожар, но артиллеристы Гранта больше старались поразить подводную часть вражеского корабля. И их усилия начали прино­сить плоды. Германский корабль накренился на правый борт, и крен постепенно увеличивался. Вдруг люди, стоящие на обломках мостика «Кармании», увидели, что немецкий корабль вывалил шлюпки и повернул влево, направляясь к берегу. Германский вспомогательный крейсер тонул, и ка­питан 3 ранга Вирт решил выбросить его на отмель.
Но он запоздал с этим решением. Примерно в миле от берега «Кап Трафальгар» остановился и лег на борт. Его трубы коснулись воды.


«Кап Трафальгар» тонет после боя с "Карманией"

Еще несколько мгновений он дер­жался на поверхности, а потом корма лайнера поднялась в воздух, и он ушел к месту последней стоянки. Когда один из германских угольщиков бросился подбирать ко­манду рейдера, Грант не стал ему мешать. Позднее стало известно, что из 330 человек команды «Кап Трафальга­ра» погиб 51, в том числе корветтен-капитан Вирт.


Разрушения на "Кармании"

Но «Кармания» тоже имела большой крен, палубы были разворочены, повсюду полыхали пожары. 9 человек из команды вспомогательного крейсера погибли, 27 были ранены. Получившая тяжёлые повреждения «Кармания» была отправлена в Гибралтар для ремонта, в связи с чем лайнер не принял участия ни в сражении при Коронеле, ни в сражении при Фолклендах.
В 1916 году «Кармания» была призвана для помощи в операции Галлиполи, а позднее была переоборудована в войсковой транспорт и перевозила канадские войска на европейский театр военных действий.


Гибель "Кап Трафальгар". Акварель художника Willy Stöwer (1864/1931)

Так завершился первый в истории бой океанских лайнеров/вспомогатель­ных крейсеров. Следует отметить, что лайнер «Кармания» был отремонтирован и послужил еще и после вой­ны.
Узнав о победе «Кармании», Уинстон Черчилль, бывший тогда Первым Лордом Адмиралтейства, прислал капитану Гранту радиограмму с текстом: "Well done. You have fought a fine action to a successful finish".


Немецкая газета с сообщением о гибели «Кап Трафальгар»

Использованы фрагменты книги А. Больных "Морские битвы Первой мировой: На океанских просторах."

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Исторические зарисовки, Наваль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments